знаете, что интересно — у Пушкина конфликт между Сальери и Моцартом — это конфликт между тяжёлым трудом и естественным гением. Сальери говорит, что с юного возраста днями и ночами постигал науки, связанные с музыкой и саму музыку, ни дня не проводил в праздности, все силы отдавал во имя искусства. для Сальери быть творцом это работа, бремя ответственности, которое он несёт с гордостью. все, что у Сальери есть — плод его тяжёлых трудов. Моцарт — естественный гений. он не трудится, опьяневший, в качестве забавы после гулянки играет прекрасные, божественные вещи — и даже не понимает, насколько они гениальны. раскрытие таланта у него было лёгким, он не жил ни дня, трудясь над музыкой. Сальери не завидует Моцарту, это намного больше, чем зависть; музыка для Сальери есть нечто сакральное, достойное только тех великих, кто с уважением и трепетом относится к ней. и Моцарт попирает идеалы Сальери, его почти религиозную веру в искусство — для Моцарта это лишь забава. Сальери до последнего, до роковой фразы Моцарта ”гений и злодейство несовместимы“ верит, что выполняет миссию во славу человечества, так как Моцарт не понимает, что за дар дан ему и растрачивает его впустоту. Моцарт, по мнению Сальери, недостоин. открытие тайн музыки нужно заслужить.
если вы посмотрите на черновики Пушкина, то удивитесь тому, насколько они чистые — он практически не правит текст, разве что переставляет абзацы, стихи идут у него легко и естественно, прекрасные с самого рождения. Пушкин естественный гений, Моцарт тоже. находясь в ссылке в глухой деревне Пушкин радуется, что он оторван от мира, от пиров и света, потому что теперь может уделить время творчеству, и опять — лёгкой рукой страница за страницей, и нет ни слова, где бы рифма сломалась. в этой маленькой трагедии о Моцарте есть трагедия Пушкина, трагедия гения — с большим талантом приходит большая ответственность.
короче, как было сказано одним человеком, выслушавшим это, конфликт Моцарта и Сальери у Пушкина — это конфликт Тигрицы и По в “Кунг-фу Панде“.